В середине ноября в Москву наведывался десант международной выставки VinItaly Russia, которая собрала поставщиков вина из Италии, сомелье и винных экспертов. Масштабная круговая дегустация в Swissotel «Красные холмы» дополнялась целым набором семинаров с участием знаменитого эксперта по итальянским автохтонным сортам винограда Иана Д’Агата.
В рамках выставки прошла аттестация и вручение сертификатов Vinitaly International Academy (VIA) «Посол итальянских вин в России» (Italian Wine Ambassador). Одним из трёх послов итальянских вин в России стала Екатерина Худякова, руководитель направления продвижения ассортимента и корпоративного обучения компании МБГ.
Vinitaly International Academy ежегодно отбирает профессионалов винной отрасли, которые проходят обучение. Программа полностью посвящена изучению итальянского виноделия. Основная задача Академии – создать объединение специалистов со всего света, которые по праву могут считаться экспертами в мире итальянских вин. Студентам, успешно прошедшим аттестацию, выдаётся сертификат об окончании курса и присваивается почётное звание «Посол итальянских вин». На выставке нам удалось пообщаться с основателем VinItaly International AcademyСтиви Ким и Ианом Д’Агата, автором самого полного справочника по итальянским автохтонным сортам винограда “The Native Wine Grapes of Italy”.
– VinItaly уже не первый раз в России. Расскажите, каким вы сейчас видите российский рынок. Чем он принципиально отличается от итальянского?
Стиви Ким: Хочешь прокомментировать? Ты знаешь что-нибудь о российском рынке?
Иан Д’Агата: Конечно!
С. К.: Я не живу в России, поэтому я могу рассказать то, что слышала от производителей и импортёров. Главной проблемой этого года стало обесценивание рубля. В результате стоимость вина сильно выросла. При этом премиальный сегмент не пострадал. Это коснулось вин среднего ценового сегмента, а он, безусловно, очень важен для нас.
И. Д.: Да!
С. К.: И проблема в том, что средний ценовой сегмент понёс значительные потери. Но итальянские вина в России, на мой взгляд, завоевали популярность за последние годы. И все эти явления временные, в любом случае. Поэтому производители продолжают инвестировать и приезжать в Россию. Они верят в российский рынок с точки зрения признания итальянского виноделия.
– Иан, вы написали книгу The Native Wine Grapes of Italy. Что вы знаете о российских винах и автохтонных сортах винограда?
И. Д.: У каждой страны есть сорта винограда, которые принадлежат только ей. На самом деле, в последние годы было гораздо проще высаживать те сорта винограда, которые уже пользуются международным признанием, для которых уже написаны подробные руководства по производству. Благодаря им кто угодно может сделать приличное вино! Именно поэтому в России, как и везде, люди высаживают каберне совиньон, шардоне и совиньон блан. По правде говоря, это неправильно. Это современный тренд, который при этом ошибочный. Я знаю, что не всем это приятно слышать, но это так. Это лёгкий путь, но это только лишь копия, и всё. Вы делаете вина, которые легко понять, но они никогда не станут великими, потому что великие каберне совиньон и каберне фран производятся во Франции, и ни один человек в здравом уме не заплатит много денег за российский или китайский каберне. В Китае та же проблема: после того как люди начинают это понимать, они внимательнее присматриваются к местным сортам винограда. Так что я полностью поддерживаю вас. Россия должна подробно изучить свои собственные сорта винограда и определить их винодельческий потенциал. На самом деле, мы занимаемся тем же самым в Италии. И это будет успех. Вы всегда производили некоторое количество каберне и шардоне, как и мы, но ваше будущее развитие не произойдёт за счёт международных сортов. Это просто ошибка. В мире существуют консультирующие виноделы, которые предлагают свои услуги. Именно они заинтересованы в том, чтобы продвигать идеи международных сортов, но это совсем не подходящая стратегия для среднего производителя из России.
– Вы считаете, что Россию вполне можно сравнить с Китаем в производстве вина?
И. Д.: Абсолютно верно. Если вы посмотрите на винные рынки Бразилии и Индии, вы поймёте, что у вас много общего. Главная ваша задача – это постоянная работа в попытках сделать свой рынок сбалансированным. И России, и Китаю это удаётся. Индия же и Бразилия допустили ошибку и повысили налоги на импортируемые вина. Они это сделали, чтобы защитить свои рынки. Но потребление вина и винная культура в стране от этого не будут развиваться. Гораздо лучше поступить по-другому: показать молодым людям разнообразие лучших вин мира, чтобы они начали любить вино и потом естественным образом переключились на вина, производимые у них в стране. Потому что это нормально. Если вы пьёте шенен блан из Франции или Южной Африки, тогда рано или поздно, если вы живёте в Индии, захотите попробовать свой собственный шенен блан. Если вы не дадите людям возможности попробовать великие образцы шенен блана, это будет очень недальновидно. Поэтому я считаю, что Россия и Китай хорошо справляются. Основная проблема для России – сложившаяся экономическая ситуация и эти санкции, которые нам бы всем хотелось отменить. В 2013 году 1 евро стоил 42–43 рубля, сегодня цена евро составляет 70 рублей. Это сильно усложняет работу. Но всё дело в циклах: вам нужно просто двигаться дальше. Возможности России безграничны, и я думаю, что этот рынок будет очень интересным как с точки зрения производства вина, так и с точки зрения импорта. Кроме того, Россия – отличное место для игристых вин!
– Что бы вы могли порекомендовать любителям вина сегодня? Какие вина пить в сложившейся экономической ситуации?
И. Д.: Если говорить про Италию, то у нас есть множество вин всех ценовых сегментов. Это одна из сильных сторон Италии. Я бы даже сказал, что у Италии есть две главные сильные стороны: это бесчисленное множество сортов винограда и обилие качественных и недорогих вин. Признаюсь честно, в мире есть мало игристых лучше, чем просекко. Когда вы пьёте хорошее просекко, вы буквально влюбляетесь. Проблема в том, что законодательство позволяет нам производить 30% просекко совершенно ужасного качества. Я не хочу никого обижать, но на эти 30% просекко нельзя ставить лейбл «prosecco». Но если вы найдёте те другие 70%, вы поймёте, что это прекрасное вино! Оно доступно, и любой человек, интересующийся вином, может себе его позволить. После просекко ему захочется попробовать и другие вина. Мы можем предложить такой богатый выбор сортов винограда в совершенно различных ценовых сегментах, что это естественно оценят любители вина из России. И я считаю, что Италия в большей степени, чем Франция, предлагает возможности выбора. Это настоящая сокровищница для винных открытий.
– Что касается бизнеса, создаётся впечатление, что в России в последнее время люди стали пить больше итальянских нежели французских вин. Такая тенденция существует на рынке уже 10–15 лет. Раньше в премиальном сегменте ресторанов присутствовали преимущественно французские вина. Почему так произошло?
С. К.: Мне кажется, что люди вначале интересуются более доступными винами. Посмотрите на вина Бордо, Бургундии, Шампани. В них всё просто с точки зрения сортового состава. На мой взгляд, это естественный эволюционный подход: познакомившись с традиционными сортами винограда, человек ищет чего-то новое. И именно здесь итальянские вина просто незаменимы. При этом вне зависимости от цены – будь это бюджетный сегмент, средний или высокий – итальянские вина предлагают высокое качество. И это главное достоинство итальянских вин. Конечно, требуется определённая стабильность, чтобы пить вина. По правде говоря, все вина в России были дорогими и раньше, но сейчас они стали очень дорогими. Мы очень надеемся, что в скором времени ситуация выровняется и мы сможем заняться дальнейшим продвижением итальянских вин, в том числе, и в сфере образования, благодаря нашей винной академии.
– Как вы думаете, какие регионы и какие стили вин будут популярны в мире через 5-10 лет?
С. К.: Всё зависит от страны. Например, США и Япония – это высокоразвитые рынки. Мы называем их зрелыми. Потребители там хорошо знакомы с итальянскими винами. Но если говорить о новых территориях, – например, в Китае, мне кажется, всегда начинают с трёх «Б» итальянского виноделия: брунелло, барбареско, бароло. А лишь затем начинают интересоваться такими винами как амароне. Обычно знакомство с винами Италии начинается с Тосканы и Пьемонта. Повсеместный лидер – это, конечно, просекко. Просекко сделало очень много для продвижения итальянских вин.
– Действительно, в России просекко пользуется огромной популярностью, и, как правило, рестораны отдают предпочтение именно просекко, а не каве.
И. Д.: Просекко обладает приятной мягкостью, которая создаёт ощущение сладости. Но это только иллюзия сладости. Кава же хороша своей строгостью и чистотой вкуса. Поэтому в битве этих двух вин Италия может с лёгкостью выиграть. Просто потому что просекко легче полюбить. Я ещё думаю, что любители вина уходят из «мира дегустаций» в «мир наслаждения вином». Именно поэтому сейчас люди в основном пьют вина с едой. Это всегда было во Франции и Италии. Но если бы вы пришли на ланч в любой ресторан Нью-Йорка или Сан-Франциско в 80-х, то увидели бы, что все пьют Perrier. Но это положение вещей изменилось и в России, и в других странах, где потребление вина растёт. В России потребление вина на сегодняшний день составляет 9 литров на душу населения. Это, конечно, немного, но гораздо больше, чем 15 лет назад. Сегодня людям начинают нравиться вина с высокой кислотностью, выдержанные в дубе или нет, но главное – эти вина должны хорошо сочетаться с едой. И это ключевой момент, потому что таким образом можно будет увеличить потребление вина и продажи. Весь мир станет производить вина, которые хорошо сочетаются с едой.
– Не кажется ли вам, что вино становится большим атрибутом лайфстайла?
И. Д.: Абсолютно! И это хорошо. Кроме того, что вино оказывает положительное влияние на здоровье в случае ежедневного потребления в умеренных количествах, оно также делает человека более счастливым. Это прекрасный способ провести время в компании друзей, пока нас повсюду окружают социальные сети. На самом же деле вино – это величайшая возможность для живого общения между людьми.
С. К.: Он так говорит, потому что он совершенно не пользуется соцсетями.
И. Д.: Конечно, меня интересует вино. Я пользуюсь WineChat, FaceWine, LinkeWine!
С. К.: У него есть смартфон, но он использует его только для того чтобы звонить.
И. Д.: Или как фонарик (смеётся).
– Если бы я вам предложил открыть бутылку вина сегодня вечером, что бы это было?
С. К.: Мне сложно выделить именно одно вино. Я недавно открыла для себя превосходные игристые вина Trento DOC.
И. Д.: Отличный выбор. В Италии есть много отличных игристых. Одно из лучших – это, конечно, франчакорта, но Trento – тоже прекрасный выбор. Мне очень сложно выбрать одно вино. Пусть это будет пиколит, если мы говорим о сладких. Из красных мне очень нравится бароло. Хороших белых вин так много – например, из сортов сильванер или мюллер тюргау. Я совершенно влюблён в вердиккио из Марке, а ещё мне нравятся красные вина Этны. Мне очень нравится богатство выбора в итальянских винах: для каждого времени есть своё вино. Это очень сложно, но если бы меня попросили выделить одно, я бы выбрал бароло.
На выставке компания МБГ представила вина:
Belstar Prosecco DOC Brut
Crede Valdobbiadene Prosecco Superiore DOCG Brut 2014
Col d'Orcia Rosso di Montalcino DOC 2012
Col d'Orcia Brunello di Montalcino DOCG 2009
Cusumano Angimbre Terre Siciliane IGT 2014
Cusumano Sagana Sicilia IGT 2012
Michele Chiarlo Le Marne Gavi DOCG 2014
Michele Chiarlo Palas Gavi DOCG 2014
Michele Chiarlo Reyna Barbaresco DOCG 2011
Michele Chiarlo Tortoniano Barolo DOCG 2011
Livio Felluga Pinot Grigio Colli Orientali Friuli DOC 2013
Livio Felluga Illivio Colli Orientali Friuli DOC 2013
Livio Felluga Vertigo Venezia Giulia IGT 2013
Allegrini Amarone della Valpolicella Classico DOC 2010
Allegrini Valpolicella DOC 2014
Allegrini Palazzo della Torre Veronese IGT 2012
Allegrini La Grola Veronese IGT 2011
Argiolas Meri Vermentino di Sardegna DOC 2014
Argiolas Korem Isola dei Nuraghi IGT 2012